fedot_2 (fedot_2) wrote,
fedot_2
fedot_2

Categories:

Заиграно!

Меня попросили прокомментировать, что такого в попытке Порошенко отменить через конституционный суд закон, лишающий Януковича полномочий Президента.

Ну, во-первых, Закон лишает Януковича не полномочий, а звания Президента. Закон состоит всего из двух предложений. В первом говорится о лишении Януковича звания, а во втором о том, что он вступает в силу сразу после опубликования. Просто и сердито. И когда закон принимали о том, что он противоречит Конституции, говорили, но на это мало кто тогда, да и сейчас на Украине обращал и обращает внимание.
Полномочия у Януковича отобрали годом ранее. Звание и полномочия - это разные вещи, и можно было бы не обратить на это внимание – подумаешь, не будут называть Януковича «господин Президент», не будут выплачивать пенсию и обеспечивать госохраной и спецтранспортом, но! мина замедленного действия зарыта не в этом.


[Spoiler (click to open)]Дело в том, представление в Конституционный суд писал профессионал, который абсолютно грамотно включил в текст представления несколько абзацев, которые отменяют всю майданную хунту и Порошенко в том числе. И из самого представления следуют очень интересные выводы.
Итак. Цитируем представление

В решении от 23 декабря 1997 года № 7-зп Конституционный Суд отметил, что верховенство конституционных норм распространяется на все сферы государственной деятельности, в том числе и на законотворческий процесс; Верховный Совет Украины, принимая законы, не имеет права допускать каких-либо несоответствий относительно каких-либо положений, прямо закрепленных в Конституции Украины, перераспределение конституционной компетенции путем принятия закона возможно только путем внесения изменений в Конституцию.
Приведенные правовые позиции отражены, в частности, и в решении Конституционного Суда Украины от 30 мая 2012 № 12-рп/2012.
Исходя из изложенного, считаю, что закон, конституционность которого оспаривается, нарушает предписание части третьей статьи 105 Конституции Украины, в связи с чем противоречит и, определенному в части второй статьи 8 Конституции, принципу верховенства Конституции.

То, что отстранение Януковича от власти в 2014 году было незаконным понимает любой второкурсник юридического факультета, даже на Украине. Но до сих пор в общество постоянно вбрасывалась мысль, что что все было сделано правильно, «народ», в смысле группа участников переворота, имели на это право и самое главное, если гарант Конституции считает, что все было правильно, то так тому и быть.
Оказывается, что эта «стройная», для тех, кто не понимает, конструкция дала трещину в самом опасном месте. Оказывается, Президент знал, что все действия с момента отстранения Януковича от власти, нарушают Конституцию Украины и более того! пытался исправить положение, направив запрос в Конституционный суд еще в 2015! и сославшись в представлении на решение суда, отрывки из которого я процитировал.

Я не думаю, что в момент подписания представления в Конституционный суд Порошенко понимал до конца, что он подписывает. Логика действий была иная – продемонстрировать даже на таком одиозном примере, что он «гарант» и не создавать себе проблем в будущем – лишение звания лишает не только госохраны и прочих маленьких бонусов, а и статуса, который можно демонстрировать не только на Украине, что стремящийся к власти и никогда не откажущийся от демонстрации собственной исключительности и превосходства, никогда не допустит. Ну действительно, кто такой Порошенко без приставки Президент вне Украины? Один из множества обеспеченных людей, которому любой швейцар спокойно может указать на дверь. С президентом, даже бывшим, история несколько иная...
Поэтому своим представлением Порошенко хотел предотвратить однажды пройденный Верховным Советом путь и исключить повторение закона из двух предложений и в отношении его самого, когда время для этого наступит. Поэтому желание подстелить соломку заранее и сыграло злую шутку.

Если КС рассмотрит это представление, то он отменит закон и это будет означать, что КС подтвердит свое же решение, на которое сослался Президент. Т.е. власть и все, принятые ей законы будут нелегитимными, т.к. действовали нарушая Конституцию. Для этого будет необходимо новое решение, но это будет так. Опровергнуть нарушения будет невозможно.

Оправдываясь, еще, в 2015 году первый замглавы администрации Порошенко Виталий Ковальчук объяснял, что Порошенко внес в КСУ представление о конституционности закона, чтобы, после получения окончательного решения суда по этому поводу, обжаловать лишение Януковича звания президента было невозможно. Отменить решение Конституционного Суда на Украине действительно невозможно, но можно сделать все, чтобы затянуть его принятие. Поэтому Конституционный суд Украины с октября 2016 года  и рассматривает представление, точнее начал письменное слушание представления Порошенко.
 
Теперь что это будет означать на практике. Я думаю, что ничего. Отменить все не удастся. Это как с фаршем, который можно попытаться провернуть назад, но восстановить целостность невозможно. Невозможно отменить АТО и бомбардировки Донбасса, но люстрацию - можно и т.д. Отдельный вопрос, а что делать с международными соглашениями Украины, принятыми в этот период, включая Минские Соглашения и т.д. Рассматривать каждый закон в отдельности, как того требует Конституция, Конституционный Суд не сможет, как и принять одно решение на всю деятельность украинской власти.
Конституционный суд может принять, как мне кажется, паллиативное решение, указав на факт неконституционности, но, на мой взгляд, автоматической отмены законов не будет, т.к. по каждому будет необходимо оценивать социально правовые последствия и в случае их существенности не отменять не соответствующие Конституции нормы.
В детстве, когда мы играли во дворе в футбол, если кто-то подыгрывал себе рукой и не останавливал игру сразу, то кто-то кричал «заиграно!» и игра продолжалась, хотя нарушение видели все…
Так и здесь. Юристы на Украине видят и понимают нарушения, но их уже стало такое количество, что чтобы не разрушить остатки правового поля окончательно, проще крикнуть «заиграно!»…
Но вот чем опасно решение КСУ для власти, так это персональной ответственностью руководителей государства. И Турчинова, Парубия, Яценюка, Порошенко в первую очередь...





Tags: Анализ ситуации, ЗДОБУЛЫ, Надо знать!, Порошенко, Украина, власть, вопросы теории
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments