fedot_2 (fedot_2) wrote,
fedot_2
fedot_2

Categories:

Когда для комментария многовато... к статье fritzmorgenа Плюсы и минусы ...

Плюсы и минусы советского образования

Большая статья. Удачно сгруппированная по направлениям, но оставляющая у меня странный осадок. После прочтения складывается ощущение, что это не о той стране, в которой жил я, да и многие из вас тоже.
Я попробовал конспектно сформулировать то, с чем я не согласен и что кажется мне как минимум спорным или вообще неверным.
Жирным шрифтом и курсивом выделен обсуждаемый текст, который безусловно полностью не цитирую и в оригинале он находится в журнале уважаемого fritzmorgenа.

Широкий доступ к образованию для национальных и языковых меньшинств. Представители окраинных народов получили возможность приобщаться к грамоте сначала на своём родном языке, а потом уже на русском, что ускорило ликвидацию безграмотности.

Как правило это было параллельно. Изучение русского языка, как языка межнационального общения даже опережало национальные, т.к. многие из них до этого не имели своего алфавита и письменности.

[Spoiler (click to open)]

С приходом к власти большевиков сословные ограничения были окончательно сняты. Начальное, а затем и среднее образование стало всеобщим, а число студентов в высших учебных заведениях выросло многократно.

Мою бабушку в 1920 выгнали из консерватории с формулировкой «За не пролетарское происхождение»… Так что ограничения были и достаточно долго. Окончательно они ушли только после войны, но появились другие – знаменитая 5 графа и аналогичные.

Молодые люди в СССР действительно очень хотели учиться. В советских условиях, когда право частной собственности было серьёзно ограничено, а предпринимательская деятельность практически подавлена (особенно после закрытия артелей при Хрущёве), получение образования было основным способом продвинуться в жизни и начать хорошо зарабатывать.

Этот абзац выдает то, что писавший его человек не жил во времена СССР. Иначе он бы знал, что слесарь третьего разряда на заводе зарабатывал больше молодого инженера, а после 15 лет работы разница в зарплате между инженером первой категории и рабочим высшей квалификации была почти вдвое в пользу рабочего. Поэтому, молодые специалисты всеми правдами и неправдами старались, там, где это было возможно, перейти на рабочую сетку.
Пример из моей жизни. Коллегу математика от бога, в качестве поощрения! перевели на рабочую сетку, потому, что он уже выбрал максимально возможную зарплату по инженерной категории, а поощрить было за что. В тот момент наша зарплата с премией и прогрессивкой составляла 280 – 320 рублей, а так зарплата коллеги, по рабочей сетке сразу могла расти до 500 с лишним…
Получение образования было внутренней потребностью, потому что отношение в обществе к образованным людям было иное – тебя уважали даже за то, что ты выучился, ты смог, ты умеешь и знаешь больше, чем другие…

Уважение к труду учителя и преподавателя.
Учителя действительно уважали, но скорее не только за профессию, а и за знания и умение их передать. А в целом в обществе, безусловно, к профессии относились с некоторым пиететом, одновременно сочувствуя по поводу нагрузки и зарплат.

Сравнительно высокий уровень начальной подготовки поступивших в высшие учебные заведения. Число студентов в РСФСР на излёте советской эпохи было, по крайней мере, в два раза ниже, чем в современной России, а доля молодых людей в населении была выше. Соответственно, при сходной численности населения в РСФСР и в современной РФ, конкурс на каждое место в советских ВУЗах был в два раза выше, чем в современных российских, и в результате контингент там набирался более качественный и способный. Именно с этим обстоятельством в первую очередь связаны жалобы современных преподавателей на резкое падение уровня подготовки абитуриентов и студентов.

Мне не кажется, что только с этим. «Спасибо» 90-м, когда для того, чтобы выжить из школы были вынуждены уйти самые активные и талантливые, образовался некий вакуум. Школа это прежде всего традиция. А когда традицию передать некому, она теряется. И планка падает. Потом ее начинают подгонять опять, добавляют стимулы преподавателям, ужесточают прием в педагогические вузы, но потеря традиции сказывается, по отзывам друзей преподавателей, до сих пор…

Очень качественное высшее техническое образование.
Удовлетворение колоссального запроса государства на новые кадры в условиях резкого роста промышленности, армии и науки (благодаря масштабному государственному планированию).

Согласен.


Сравнительно высокие стипендии. Средняя стипендия в позднем СССР составляла 40 рублей, тогда как зарплата инженера составляла 130-150 руб. То есть стипендии достигали порядка 30% от зарплат, что значительно выше, чем в случае с современными стипендиями, которые достаточно велики только у отличников, аспирантов и докторантов.

Я не знаю откуда эти данные, но я не слышал о том, чтобы в ВУЗе, в мое время, стипендия была ниже 42 рублей. У нас стипендия обычная была 55 рублей – десятку доплачивало Минобороны, повышенная 62. И наш ВУЗ был такой не единственный. Теперь по поводу зарплат. Я начинал свою инженерную деятельность со ставки в 92, если я не ошибаюсь, рубля. Вместе с премией и прогрессивкой это составляло 126 рублей. Для сведения. Студентами, раз в неделю ночью разгружая вагоны на станции, вместе со стипендией, получались те же деньги…


Очернение истории и искажение нравственных ориентиров.

Для того, чтобы что-то исказить, необходимо знать то, что является истиной, как минимум, на мой взгляд. Потому, что если истиной не владеешь, то мнение о событии может быть в лучшем случае интерпретацией, не более. Это одинаково справедливо и для времени СССР, и для сегодняшнего.
Поэтому огульное очернение прошлой истории и искажение нравственных ориентиров это, как мне кажется, не менее присуще дню сегодняшнему.
Мне очень интересно, особенно в свете приведенного примера с Александром, отношение автора к личности Савенкова. В этой парадигме отрицания он должен, как мне кажется, в глазах автора выглядеть героем…

Негативное влияние идеологии и политической борьбы на академические кадры и отдельные дисциплины.

Влияние безусловно было. Но сказать, что оно было таким разрушительным, как это подано в статье тоже нельзя. По большому счету, многое можно представить, как борьбу научных школ…

Ограничения на доступ к высшему образованию для отдельных групп населения.

Ограничения были и о части из них я уже упомянул. Но если раньше ограничения носили идеологический характер, то сейчас носят имущественный. И я не знаю, что лучше…

Ограничения на ознакомление с иностранной научной литературой, ограничения международного общения учёных.

Было. Доходило до идиотизма. Часто было проще взять статью в иностранном отделе библиотеки на немецком или английском в свободном доступе!, чем заполнять кучу формуляров в первом отделе для перевода статьи на русский язык…
Но я не слышал о том, что кто-то в те годы занимался откровенным плагиатом, тем более на иностранных темах. Презрение коллег по профессии было в этом случае гарантировано.

Сравнительно низкое качество преподавания иностранных языков.

И это было. И вопросы типа, а зачем Вам разговорный немецкий? Тоже помню. Но тот, кто хотел выучить язык - его знал. И детские сады с английским были, и интернаты, где испанский или китайский, например, с первого класса учили были тоже. Моя мама долго преподавала в университете английский и испанский, так что я немного понимаю о чем говорю…

Идеологическая цензура, автаркия и застой в художественном образовании в позднем СССР.

Можно поспорить, но…чересчур общо. Как запрос для обсуждения возможно, но для статьи, претендующей на экспертное мнение слишком легковесно.

Деградация образования в области архитектуры, дизайна, городского планирования.

Прямо пахнуло лекцией на открытии института архитектуры и дизайна «Стрелка». На мой взгляд однобоко и уж очень «по молодежному…»

Отмена преподавания основополагающих классических дисциплин.

А кем эти дисциплины основоположены? И когда? Можно тогда и риторику вспомнить. Тоже изучалась… А латынь и греческий к чему? Я понимаю, что изучение латыни структурировало мозги и пришло в школьную программу из католических ЦПШ, чтобы понимать проповеди. Но сейчас?
А то, что отмена этих дисциплин принесла вред – то это утверждение не только спорно, на мой взгляд, но и ошибочно.

Проблемы с воспитанием нравственных ценностей, частичная утрата воспитательной роли образования.
Еще один раздел, подчеркивающий то, что человек не очень представлял себе жизнь в СССР. Дело в том, что в отличие от дореволюционной России, где различные школы готовили человека к определенной социальной роли в семье и иногда в обществе (ремесленные и военные училища), то в СССР все школы воспитывали в человеке правильное отношение к обществу и коллективу. И занимались этим пионерская и комсомольская организация в том числе…
Вообще, мне кажется, что этот раздел на столько сырой, что даже обсуждать не хочется. И главное аборты приплели… Бред.

Практически полная ликвидация домашнего образования.

Почему это недостаток, я не понял. Я, например, разберусь с физикой, математикой и прочими точными науками, но, например, преподать пение, географию или труд, я не смогу. Как, кстати, и литературу…


Безальтернативное совместное обучение мальчиков и девочек.

Очередной недостаток? При этом ссылка на какие-то американские источники… Здесь не хватает ссылки на исследования о пользе во время занятий паранджи… И надсмотрщика с электрошокером. Успеваемость точно повысится.


Деградация системы среднего профессионального образования в позднем СССР.

С этим можно было бы и согласиться, если бы не развитая система отраслевых ПТУ и Техникумов. Которую после развала СССР просто уничтожили. А там была отменная, по тем временам, техническая база и педагоги, которые показывали мастерство на конкретном производстве, не отходя от парты, что называется…


Недостаточное воспитание критического мышления у граждан, чрезмерная унификация и патернализм.

Даже обсуждать не хочется. «Стрелка» рулит!


Ну и выводы к образованию в позднем СССР отношения не имеющие.
Сыро. Поверхностно. Гуманитарно. Не убедительно.  Короче, «Стрелка» рулит!
На мой взгляд.

Tags: СССР, вопросы интерпретации, вопросы теории
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments