fedot_2 (fedot_2) wrote,
fedot_2
fedot_2

Category:

ЧИН, ИГО и смена власти...

.
Сама идея смены власти порочна в принципе. Дальше многие просто бросят читать, повесив на меня клеймо монархиста, поборника диктатуры или сумасшедшего. Пусть. Но я попытаюсь доказать почему идея порочна.

Предположим, на абсолютно демократических выборах, абсолютным большинством вменяемых избирателей избран чистый и непорочный ГЛАВА ГОСУДАРСТВА. Здесь и далее мы опустим, что программа с которой он пришел, будет или не будет выполнена, как и данные, в ходе предвыборной гонки, обещания. Просто зафиксируем факт того, что программа была написана и представлена и обещания были даны.
Второй факт, который мы должны просто зафиксировать - нас не интересует тип правления – президентский или парламентский. Просто зафиксируем то, что в ГОСУДАРСТВЕ существует и ПРАВИТЕЛЬСТВО, и ГЛАВА ГОСУДАРСТВА, и ПАРЛАМЕНТ.

Что должен сделать первым делом новый ГЛАВА ГОСУДАРСТВА, придя к власти? Расставить по ключевым направлениям на ключевые должности СВОИХ людей, причем Людей, которых он лично и, желательно давно, знает. Это требование универсально для любого общества, т.к. первое, что должен обеспечить новый глава страны - это информационное обеспечение, механизм подготовки управляющих решений и управляемость, обеспечивающую выполнимость решений.
[Spoiler (click to open)]

Итак, мы априори приняли, что наш избранный ГЛАВА ГОСУДАРСТВА чист и непорочен, но люди, которых он расставляет, обладают тем же кредитом чистоты и непорочности? Предположим, что если принять чистоту ГЛАВЫ за 1 (единицу), то этот первый ближний круг может иметь коэффициент чистоты и непорочности (далее ЧИН) не более 0.9. Почему 0.9? Просто, если бы ЧИН был равен единице, то его обладатель составил бы конкуренцию на выборах ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА.
Но идем далее. Ближний круг численно ограничен по определению. Просто по принципу его формирования. И здесь всего несколько источников. 1-Работа, 2- Родственники, 3- Друзья.
При этом, опять же априори, подмножество первых и вторых должно попадать в множество ДРУЗЕЙ. При этом, мы все понимаем, что для того, чтобы дружить с человеком нужно с ним общаться, его понимать, знать о его радостях и проблемах, встречаться по важным датам и дарить и принимать подарки, помогать и принимать помощь…

Совпадет ли множество ДРУЗЕЙ с множеством людей, которые должны ПРОФЕССИОНАЛЬНО обеспечивать принятие и выполнимость управленческих решений? Безусловно нет. Круг ДРУЗЕЙ формируется не один год и по совсем иным принципам. Да, в ходе жизни круг ДРУЗЕЙ меняется в зависимости от места, времени, круга интересов, достатка, но!, по моему твердому убеждению, меняется круг знакомых, приятелей, сослуживцев и сотрудников, партнеров и контрагентов, но не ДРУЗЕЙ. А это означает, что на СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ ДОЛЖНОСТИ избранный ГЛАВА вынужден! назначать профессионалов, ЧИН которых, ну уж никак не может быть более 0.8… Т.к. он ограничен требованием профессионализма в конкретной области и может при назначении опираться на рекомендации Друзей и их знакомых. При этом определение ЧИНа для таких назначенцев вызывает сложности, по определению.

Здесь имеет смысл добавить, что само понятие ЧИНа достаточно относительно. Можно быть чистым и порядочным по отношению к семье, друзьям, но при этом, не считать зазорным совершать мелкие правонарушения, формально и фактически осуждаемые обществом. Проехать на красный (конечно на пустой дороге!), перейти опять же на красный или проехать одну остановку без билета, получить премию в конверте или не доплатить налоги, заклеить номер на машине, чтобы его не распознала ГАИ и т.д. Список может быть бесконечен. И причина совершения, и оправдание в данном случае не важно. Важно другое. Их совершая, человек подсознательно ставит собственный интерес выше ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВА и ОБЩЕСТВА (далее ИГО) ... И вся дальнейшая жизнь подталкивает его к тому, чтобы список таких мелких, но полезных ему и его семье нарушений расширялся. Принцип «здоровая семья – здоровое общество» мы принимаем как аксиому. «Богатая семья – богатое общество» вызывает недоверие - в мире еще не было создано обществ, исповедующих этот принцип или стремящихся к нему. «Бедная семья – бедное общество» - мы ощущали на собственной шкуре. И понятно, что понятия здоровья, бедности и богатства относительны, но в нашем обществе, пока, по крайней мере, понятие «благополучие семьи» - абсолютно.

А это означает, что в какой-то момент, при переходе совокупности мелких нарушений из количества в качество, максима «Раньше думай о Родине, а потом о себе» уже таковой не является. «О себе», становится определяющим, если это кардинально не противоречит принципу самосохранения и не несет за собой немедленного и страшного уголовного наказания.

Но вернемся к формированию команды. Мы определили, что команда первого уровня, назовем его так, формируется из ДРУЗЕЙ, количество которых соответствует рассчитанному с помощью числа Донбара. Число Данбара — это ограничение на количество постоянных социальных связей, которые человек может поддерживать. Поддержание таких связей предполагает знание отличительных черт индивида, его характера, а также социального положения, что требует значительных интеллектуальных способностей. Лежит в диапазоне от 100 до 230, чаще всего считается равным 150. Это количество людей, которых мы более или менее знаем, т.е. знакомых. Далее, используя правило троек, получим, что действительно близких друзей у человека не может быть более 5.

И эта пятерка, очень часто, сама, не занимая ответственных постов, помогает ГЛАВЕ ГОСУДАРСТВА формировать в первую очередь руководство армии, полиции, спецслужб, прокуратуры, т.е. ведомств, которые в состоянии выполнить приказ и в которых существует принцип ЕДИНОНАЧАЛИЯ, какие бы демократические законы в стране не были. И эти люди, по определению имеют ЧИН от 0.7 до 0.8 не выше. Если посмотреть на Российскую табель о рангах, то понятно, что государственные чиновники и в Империи и сейчас не зря разделены на именно 15 классов. И если предположить, что на нижнем уровне ЧИН стремится к «0», потому как на этом уровне требуются только профессиональные знания, то по мере продвижения по службе ЧИН должен расти, иначе человек выпадает из Системы и шансов на продвижение не имеет. Величина роста ЧИНа может определяться делением 1 на количество классов чиновников в государстве. В нашем случае, шанс на продвижение по карьерной лестнице имеет чиновник, у которого ЧИН вырастает на 0.07 на каждом последующем шаге. Это означает, что с продвижением по карьерной лестнице, доминирование интересов государства над личными интересами чиновника должно расти. Это и понятно, с ростом по должности растет и круг, и сложность решаемых задач, и ответственность перед системой за их не надлежащее исполнение. Если же этого не происходит, то карьерный рост в лучшем случае останавливается, в худшем - система отвергает неэффективное звено.

Попробуем определить, а что должен означать ЧИН нулевой? Чиновник нижнего уровня, по определению, ближе всего к народу. Его задача доставить функции государства в виде государственных услуг конкретному потребителю. А потребитель – человек, он слаб…, и, как мы уже говорили, подсознательно ставит собственный интерес выше ИГО. Т.е. согласен предложить (согласен оплатить) некоторую сумму для решения возникшей проблемы быстро и эффективно.
Т.е. для одного выгодно, по какой причине и зачем мы определять не будем, дать, а другому выгодно взять. И система работает.
Попробуем составить бизнес план для создания расчета средней прогнозируемой величины взятки для создания условий для комфортного существования. При этом возьмем совершенно реальные потребности средней семьи. Квартира, машина, хорошая школа для 2-х детей и медицинское обслуживание, семейный отпуск раз в год за границей. При этом будем считать, что текущие потребности семьи в пище, одежде, расходам на транспорт и лекарства, и т.п. полностью покрываются за счет официальной зарплаты.

Пусть стоимость 3-х комнатной квартиры -10 000 000 и приобрести ее решено за 5 лет (одна каденция ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА). И далее скромные потребности, скромного чиновника нижнего уровня.
Сумма всего, руб. За период, лет Сумма в год, руб
1 Квартира 10,000,000 5 2,000,000
2 Машина 200,000 1 200,000
3 Школа 1 240,000 1 240,000
4 Школа 2 200,000 1 200,000
5 Медстраховка 300,000 1 300,000
6 Отдых 300,000 1 300,000
ИТОГО 3,240,000

Количество посетителей в день 30.00
Количество готовых давать взятки в % 5.00%
Количество готовых давать взятки в день 2.00
Количество рабочих дней в году 247.00
Количество готовых давать взятки в год 494.00

Средняя величина взятки = Сумма в год/ Количество людей готовых давать взятки в год = 3,240,000/494.00=6,559 или около 100 Евро.

Т.е. сумма по сегодняшним реалиям не смертельная для потребителя и вполне комфортная для чиновника нулевого уровня. И все бы хорошо, но, если система будет обеспечивать только потребности чиновников этого уровня, она работать не будет.

Существует огромное количество задач, для которых требуется соизволение начальника ЧИНом выше. Т.е. у начальника ЧИН не нулевой, он берет от своих чаще всего, и по двум причинам – первое – необходимо, как части системы, ей соответствовать, т.е. удовлетворять потребности вышестоящего и второе, удовлетворять свои собственные потребности. А т.к. он часть системы и наверняка знает, что происходит на первом уровне, потому как он или его прошел сам или его посвятили в механизм ее функционирования, он знает, сколько «зарабатывает» нулевой ЧИН. И, соответственно знает, какую сумму может обеспечить ему подчиненный. И если эта сумма не превышает размеры разумной – система работает как часы. И это обеспечивает преемственность чиновников, их профессионализм и, при правильном понимании своего места в системе, продвижение по социальной и карьерной лестнице.

Неприятности начинаются тогда, когда в систему попадает варяг, который решает, что все, он уже поймал удачу за хвост и начинает устанавливать свои правила. И здесь важно понимать, что если чиновник поднимается по карьерной лестнице постепенно, он понимает возможности системы. Он понимает, что если система работает, то выгрызать взятку не надо. Все равно найдется 5%, которые сами предложат и сами отблагодарят. И это понимание увеличивает ЧИН и способствует продвижению по службе.

Варяг, попавший в систему «по рекомендации» или купивший место, хочет все и сразу. Его ЧИН в этом случае даже не нулевой, он отрицательный. Ставя собственный интерес выше ИГО, он начинает совершать действия, которые в результате разрушают его и наносят вред системе и государству. А ведь кто-то ПОРЕКОМЕНДОВАЛ, кто-то НАЗНАЧИЛ, кто-то закрывал глаза на художества. И эта цепочка деяний имеет название - коррупция. А коррупционеров отвергает и система, и общество.

Интересы команды, интересы общества, интересы государства.

Могут ли они быть тождественными? Мне кажется да. Общество, а здесь для некоторого упрощения, под обществом я буду понимать здоровое большинство, проголосовавшее за ГЛАВУ ГОСУДАРСТВА, заинтересовано прежде всего в том, чтобы государство выполняло функции, делегированные ему обществом, качественно и в срок. В этом случае, ОБЩЕСТВО, безусловно, поддержит ГЛАВУ ГОСУДАРСТВА, как лицо обеспечившее выполнение государственных функций, на следующих прозрачных и демократичных выборах.

Государство же, как система, заинтересовано в качественном выполнении возложенных на него функций, т.к. только в этом случае может обеспечить процветание не только Обществу, но и участникам процесса обеспечения процветания.
Команда заинтересована в том, чтобы государство обеспечивало общество, т.к. только этот механизм позволяет соблюдать финансовые интересы команды без социальных напряжений.






Отсюда вывод. Каждая смена команды приводит к кардинальной перенастройке системы под новые правила новых людей. А это неизбежно приводит к тому, что государство, выполняя свою функцию, начинает давать сбой – новым ЧИНам нужно войти в курс дела, расставить своих и т.д. Т.е. в итоге страдает общество и уровень коррупции неизбежно растет, т.к. для нормального функционирования системы приходится прикладывать все больше усилий. Вынужденно растет количество людей готовых для получения от государства услуг платить, т.к. их оплата становится единственным способом их получения.

Т.е. чем чаще производится, путем самых прозрачных и демократических выборов, смена команды – тем больше растет коррупция и ужесточение ответственности за нее не может привести к улучшению обеспечения общества государственными услугами.

Т.е. мы пришли к тому, что смена власти, как бы и чем бы она ни оправдывалась, обществу, по большому счету, вредна.


Продолжение. Немного о функционировании Системы материал "Коррупция или взаимодействие?"




Tags: Анализ ситуации, вопросы теории, парадокс
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments