fedot_2 (fedot_2) wrote,
fedot_2
fedot_2

Categories:

Возвращение в Москву…

Читая российскую прессу, просматривая ленты новостей и особенно известные блоги, неизбежно складывается ощущение, что все становится хуже и хуже, санкции добивают, власть тупая и вороватая и т.д. и т.п.

Так получилось, что проведенные в Москве три недели во многом изменили мое отношение и к городу, и к его жителям, и к ситуации в России вообще. Три недели «глубокого погружения» показали, что это совсем не так.

Надо сказать, что в Москве я бываю регулярно, наездами на 3-4 дня и не реже, чем раз в квартал на протяжении последних лет двадцати. До этого мотался достаточно спонтанно – командировка, день рождения тещи, свадьба сестры и/или племянницы, юбилеи родственников. Это я к тому, что сказать, что меня можно чем-то в Москве удивить, сложно…
Когда прилетаешь по работе, то видишь город из окна хорошей гостиницы и присланной за тобой машины, время расписано очень плотно, и даже цветы и подарки родственникам покупает принимающая сторона, т.к. у меня на это просто может не хватить времени.
В этот раз все было по-другому. Практически без машины, без помощи принимающей стороны и без включения высоких связей…







Итак. Что удивило.


[Spoiler (click to open)]1. Освобожденные от ларьков и генделыков станции метро и подземные переходы. Такое ощущение, что это добавило городу воздуха.

2. Общественный транспорт. Да, пунктуальность наземного транспорта еще не немецкая, но и советской ее тоже назвать нельзя. В транспорте, по крайней мере в том, что мне приходилось ездить, тепло, чисто и организованно. Если бы мне кто-то начал рассказывать о том, что москвичи и гости столицы будут стоять на остановках в очередях на вход в транспорт, я бы не поверил. Но это так. И надо сказать, что самое для меня удивительное, что все стоят спокойно, нет ажиотажа и не бросаются в открытую среднюю или заднюю дверь, а спокойно ждут очереди в переднюю, чтобы оплатить за проезд!

3. Метро. Это отдельная история. В метро, несмотря на мои регулярные поездки, я как раз лет двадцать и не был. Металлоискатели и полиция на входе в первый момент несколько напрягают, но только в первый момент… Уровень информатизации в московском метро не сравнить ни с берлинским, ни с парижским, ни с лондонским. В Москве выше. Информация в вагонах практически исчерпывающая и нет, как на Украине, назойливой рекламы на каждом свободном месте стены… Но что поразило больше всего и от чего я на Западе давно отвык. Не было случая, чтобы нам с супругой, вместе ли мы ехали или по отдельности, не предложили сесть. Предлагали молодые ребята и девушки и люди среднего возраста, но предлагали!!! И это было уже далеко не то «поколение СССР», когда воспитывала и семья, и школа. Нет современные ребята, с гаджетами или без, они практически сразу реагировали, хотя явной необходимости делать это не было – я не инвалид, палочка отсутствует, да не молод, но и явных признаков старости, кроме седой бороды нет. Теперь почему это удивило. На Западе несколько иная психология пассажира. Они, чаще всего, будут делать только то, что предписывает закон и правила. В каждом вагоне трамвая или автобуса есть места, маркированные «для инвалидов», и если у вас есть удостоверение инвалида, то вам место уступят, если же вы с палочкой и не молоды, но без удостоверения, то вряд ли. И я как-то своими ушами слышал логику молодого и по внешнему виду немца, на замечание пожилой дамы, которая просила уступить ей место - я заплатил за билет ровно столько же, сколько и вы. Почему же я должен уступать вам место? И надо заметить, что это произошло за долго до того, как в Германию нахлынула новая волна эмиграции. Молодые люди из этой части населения еще менее воспитаны, в нашем понимании, и, казалось бы, в мусульманстве заложено уважение к старшим, но на самом деле это не так. Или не так проявляется в повседневной жизни, или не к тем нужно проявлять уважение… К своим – возможно, но мы для них не свои не только в религиозном смысле.
Такси. Вызвать по телефону проблем нет. Приезжают почти вовремя. Привозят в нужное место может быть не оптимально, но без проблем т.к. все ездят по навигатору. Москвичей в этом бизнесе за три недели видел не много… Много выходцев с Кавказа… Практически все приехавшие водители были оттуда.

4. Госучереждения. Здесь произошел такой качественный скачек, в который даже поверить трудно. Мне пришлось несколько раз, по разным поводам посещать МФЦ - многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Расшифровываю специально потому, что повсеместное использование аббревиатур в Москве достает. Почему-то считается, что каждый русскоговорящий человек их понимает на автомате. Бред! Но, за МФЦ, и не только за это, Собянину нужно поставить памятник. Организовано профессионально, с головой и, что самое главное, для людей. Удивительно, что удалось преодолеть наплевательское отношение к посетителям, повсеместно присутствовавшее в советских госучреждениях и у чиновников появилось желание найти решение проблемы, с которой пришел человек, даже если она носит нестандартный характер.
Во всяком случае, со мной было так.

5. Госуслуги. Я не знаю как это работает в других местах, но пришлось воспользоваться услугами государственной службы Ритуал. Заранее наслушавшись о том, на сколько мафиозна эта отрасль, как обманывают и общитывают, был готов к самым, казалось бы, непредвиденным ситуациям. Но оказался совершенно не готов к тому, что государственная контора, не взяв ни копейки сверху, организовала все на высочайшем уровне… Должен сказать, что ни где нам не пришлось ждать более 4-5 минут… Как это осуществить в Москве с ее огромными концами и пробками, я не представляю. Поэтому если кто-то скажет, что в Москве сложно и дорого похоронить человека – не верьте. Я, во всяком случае, уложился в четвертую часть того, на что рассчитывал.

6. ЖКХ. Начитался, наслушался и насмотрелся, что в управляющих компаниях все воры, что необходимо следить за каждой копейкой, что того и гляди обдерут… Возможно где-то это так и происходит. Но есть и другой пример, с которым тоже пришлось столкнуться.
Кооперативный дом, 16 этажей, если я не ошибаюсь, один подъезд, постройки около 80 года. Председатель кооператива уже лет 15 работает. В подъезде чистота, ковры, ежедневная уборка. Что сделано. Два года назад дом был утеплен (по словам жителей обложили снаружи утепляющими панелями) и заменили лифты. Лифты действительно современные, антивандальные и с зеркалами, хотя регулировка может быть и лучше…
Что было на моих глазах. Заменили мусоропровод полностью. Заменили всю силовую электроразводку в доме, заменили счетчики на многотарифные (частично за счет жильцов), в декабре будут менять стояки отопления, горячей и холодной воды и батареи отопления (по желанию, но за счет кооператива). Работы ведутся именно так, как это делалось бы в Германии – минимум вмешательства в жизнь людей – объявления на каждом этаже с графиком и описанием возможных неудобств и ежедневной уборкой за собой промышленными пылесосами. Отдельная бригада ведет в каналах оптоволокно.
Рабочие трезвые, профессиональные и совершенно адекватные.
И это все за счет отчислений на кап. ремонт дома. Жильцам все эти замены не стоят ни копейки…

7. Магазины. Был в Пятерочке, Магните, Перекрестке. Ассортимент даст форы любому европейскому ретэйлу типа ALDI, LIDL, REWE или аналогичных. Выбор раза в три шире. Качество продуктов – выше всяких похвал. Очень удивил неподдельный испуг служащей Пятерочки, когда я, чтобы не искать полки с конфетами, взял несколько коробок из тележки, которая стояла недалеко от меня. Женщина побежала ко мне, почти вырвала из рук эти конфеты, со словами: «Это же просроченные!!!» и принесла мне аналогичные, но с нормальным сроком годности. Кстати, срок годности истек всего за день до этого, посмотрел специально!
Гастроном в ЦУМе. Если кто-то помнит микояновскую книгу о вкусной и здоровой пище и иллюстрации в ней, то это то, что я увидел там. Скажу честно, магазинов такого класса я в Германии не видел. Сказка. Из того, чем я интересовался, все продукты были российского производства и замечательного качества. Это, мне кажется, тот случай, когда санкции действительно пошли на пользу.
В магазинах одежды к тебе бросаются консультанты, чего давно уже не наблюдаю здесь. При этом нет ощущения, что им «по барабану» купишь ты что-то или нет. И всучить разный хлам тоже не стараются. Во всех странах, где я бываю, я обязательно захожу в обувной магазин. У меня достаточно проблемные ноги – 45-46 и купить то, что хочется носить в этом размере достаточно сложно. И часто это даже не зависит от стоимости.
В Москве мне удалось приобрести в одном магазине даже несколько пар на разные случаи жизни. Последний раз такая удача была лет 15 назад в Германии…

8. Сбербанк. Пожалуй, самый разрекламированный российский банк. Уровень автоматизации, наклеенные улыбки – все вроде на уровне. Даже клиентская служба отвечает на заданные вопросы. Но не по существу, а так, мысли на тему, но главное вовремя! Очевидно у них постановщик задачи из бывших комсомольцев – у умных секретарей комс. организаций был принцип – главное не сделать – главное вовремя отчитаться. Писал и звонил несколько раз, был вопрос из числа не совсем стандартных, но, скажем так, для студента второго курса юрфака. Ответа по существу не получил. Формальная перепечатка информации с собственного сайта. Плюс куча чисто технических ошибок на сайте и в программном обеспечении банка.
Но в целом, проблему решить можно и без «подарков и взяток». Хотя от общения с западными банками и Сбером абсолютное ощущение, что западный менеджер банка имеет больше степеней свободы в принятии решений, чем российский. По пятибалльной системе – 3,5 максимум, и хотя нижнее звено и во всю старается, проблемы лежат выше.

9. Информационные службы города. Пришлось несколько раз звонить на горячую линию горздрава. Консультации терпеливые, конкретные, абсолютно по делу и с подчеркиванием нюансов, о которых клиники, в общем случае, могут и не знать. Поражен до глубины души. Здорово! И без всяких связей и подарков…

10. Страховые компании. Обзвонил 5 самых высоких в рейтинге Москвы. Вывод: клиенты только мешают жить, а новые клиенты и того больше – жить не дают. По телефону информации можно получить не больше, чем на столбе с от руки написанными объявлениями. Разговаривают через губу и делая большое одолжение.
Если есть возможность, на мой взгляд, лучше с ними дела не иметь даже по полисам обычного мед. страхования. Поразило, что если так говорят с потенциальным клиентом, то что же будет при наступлении страхового случая? Гос. страхование избаловало их вконец…

11. Встречи… Если использовать стиль изложения подобных ситуаций присущий политфантасту, то необходимо начать с того, что в приемной одного из высоких кабинетов, ожидая встречи с принимающим решения высоким лицом, довелось подискутировать с Александром Андреевичем.  И хотя встреча прошла в теплой дружественной обстановке различия в подходах к решению проблем оказались налицо…
Можно развить и поднапустить туману, но все просто… Действительно в приемной, действительно высокого кабинета случайно встретились и действительно коротко пообщались с Прохановым. У нас оказался один и тот же нотариус…
Около театрально-архитектурная тусовка… Такая себе типично московская, очень интеллигентная кухонная фронда. Все согласны с тем, что Собчак- это шутка, не более и многие считают, что автор этой шутки – Кремль… Ничего особенно серьезного… Телевидение не смотрят, радио не слушают, включая «Эхо Москвы», информация, в основном, «из уст в уста» или из доверенных блогов в интернете. Меня воспринимали как «человека со стороны», впечатления которого могут быть свежими и интересными… Я их разочаровал отсутствием фронды по отношению к власти…

12. Что очень насторожило… Наплыв мигрантов в Германию уже изменил фототип нации. Я имею ввиду то, что, снимая случайным образом городской пейзаж практически в любом месте Германии, в объектив обязательно попадут не совсем европейские лица… В транспорте, по выходным, в Кельне немецкую речь на определенных маршрутах можно услышать скорее как исключение. И это особенно усугубилось с последней волной миграции с Ближнего Востока.
В Москве все по-другому. В транспорте и на улице все осталось по-прежнему лица европейские… А вот в магазинах, такси, в службе быта – доминирование приезжих налицо… Я ничего не имею против, лишь бы это явно не изменило фототип москвича, но это было удивительно...

Можно было бы продолжить впечатления, но… если будут вопросы – готов продолжить.
Главное – я рад и горд тем, что страна развивается в правильном направлении даже на уровне личных ощущений…




Tags: Анализ ситуации, Москва, Надо знать!, Россия, Тренд пошел!, ощущения, только факты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 97 comments